Совместная конференция пилотов и диспетчеров МВЗ
В субботу 27 октября на подмосковном вертодроме «Буньково» прошла совместная конференция пилотов и диспетчеров московской воздушной зоны (МВЗ). Мероприятие организовал вертолётный клуб «Истра» при поддержке Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА).
Его проведение приурочили к двухлетней годовщине вступления в силу новых Федеральных правил использования воздушного пространства (ФП ИВП).
Напомним, 1 ноября 2010 г. российское небо подверглось классификации. Появился самый долгожданный для пилотов-частников класс «G» («Гольф»). Революционность нововведения состоит в том, что разрешение на использование данного класса воздушного пространства не требуется. Чтобы совершить полет, достаточно просто уведомить соответствующие службы.
Тогда чиновники подчёркивали – самый главный эффект будет в исчезновении большого количества административных барьеров в деятельности малой авиации. Несомненно, новые ФП ИВП дали мощный импульс развитию АОН. Жить стало интереснее, летать стало веселей. «Если десять лет назад полеты вертолетов в нашей зоне составляли до пяти-шести в сутки, то этим летом максимальное число выросло многократно. И это хорошо». – говорит диспетчер одного из аэропортов столичного аэроузла.
Вместе с тем буньковская конференция отчетливо выявила клубок проблем, который катается вокруг взаимопонимания частных пилотов и диспетчеров, недостаточной оснащенности ряда воздушных управленцев, рациональной ответственности и т.п.
В обычной жизни представители системы «пилот-диспетчер» общаются между собой только по радио. На мероприятии они встретились лицом к лицу. На правах хозяев пилоты обрушили шквал вопросов своим визави. Дискуссия развернулась вокруг целесообразности включения ответчика воздушного судна (например, во внуковской зоне, в отличие от шереметьевской, летательные аппараты видны хорошо и без его включения), документов, описывающих технологию работ авиадиспетчеров, необходимой информации при первичной связи с авиадиспетчером и пр.
Диспетчеры МВЗ озвучили ряд своих щекотливых моментов. Так, существует проблема «необоснованного» срабатывания TCAS. Например, летом текущего года система предупреждения столкновения самолётов в воздухе сработала у лайнера на высоте 5700 м. При этом вертолет летел на 150 м.
Кроме того оказалось – подаваемые сегодня планы полетов не пользуются у них успехом. Из-за большой загруженности и слабой оснащенности компьютерными средствами «распорядители неба» оставляют их без внимания. По сути, их совокупность должна помочь диспетчеру рационально воспользоваться ресурсами воздушного пространства. Однако ввести автоматизированную систему планирования только предстоит.
В субботу обсуждались и проблемы перекрытия воздушного пространства в столичном регионе. По опыту пилотов наибольшее число случаев зафиксировано во внуковской зоне. При этом часто используемые площадки Мякинино и Крокус становятся парализованными. Поступило предложение по их переносу в зону ответственности диспетчеров Шереметьево.
После полудня диспетчеров пригласили побыть «по ту сторону баррикад». Они совершили ознакомительный полет вдоль МКАД на вертолетах R44. Смогли услышать все прелести радиообмена пилотов со своими коллегами и соотнести разговоры в радиоэфире с реальной обстановкой в столичном небе.
Прошедшая встреча показала – до гармонии между пилотами и диспетчерами далеко. Тем не менее, конструктивный настрой, взаимоуважение и оптимизм собравшихся дает понять – безопасность полетов малой авиации и культура использования воздушного пространства в московской воздушной зоне обязательно будут расти.
Источник: Настоящий авиационный журнал ВЗЛЕТ